МЭРСКАЯ ИСТОРИЯ: КРОВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Опубликовано: 9 Nov 2015
Автор: Стеван Дойчинович и Драгана Печо

 

Мэр Белграда Синиша Мали — человек, близкий к сербскому премьеру Александару Вучичу, — подает себя как современного, прогрессивного лидера. Обладатель диплома американского университета, в глазах других он пытается предстать выходцем из законопослушной семьи и мудрым бизнесменом — советником правительства по экономическим вопросам. Однако пристальный взгляд на его предпринимательские «заслуги» обнаруживает совсем другую картину. Выясняется, что он приложил руку к уничтожению когда-то прославленной сербской компании, из-за чего рабочие оказались в нищете, а само предприятие, несмотря на шансы на успех, было обескровлено долговым бременем.

Более десятка лет назад, когда Мали работал на разных должностях в Государственном агентстве Сербии по приватизации, он посодействовал передаче госкомпании Bratstvo в руки своего отца и еще одного бизнесмена с весьма спорной репутацией. После приватизации компанию обобрали до нитки ее собственные новоиспеченные владельцы.

Коррупционная сделка выглядит куда более вопиющей, если вспомнить, что к компании проявлял интерес солидный зарубежный инвестор, который покупал ее продукцию и планировал поддержать ее финансовыми вложениями. Повторилась частая для Сербии ситуация, когда от приватизации государство только потеряло. Скандальный бизнесмен при этом, вероятно, набил карман не без помощи Мали.

Иностранный инвестор

Ворота предприятия Bratstvo. Фото: subotica.com

Ворота предприятия Bratstvo. Фото: subotica.com

Весна 2002 года была временем надежд для Сербии. Слободана Милошевича передали Гаагскому трибуналу, сама же бывшая Югославия в новом облике Союза Сербии и Черногории громко заявляла о ценностях демократии и стремлении в ЕС. Страна открыла двери для новых контактов и нового бизнеса. В Сербию возвращались люди.

В такой обстановке в Белград прибыл представитель венгерской вагоностроительной компании Dunavagon Миклош Тимотич с предложением для приватизационного агентства Сербии. Dunavagon хотела купить предприятие Bratstvo. Основанная еще в 1886 году, эта компания из города Суботицы продолжала с успехом выпускать и экспортировать детали и узлы для железнодорожных вагонов, в том числе для ремонтных поездов.

На встрече в агентстве Тимотич рассказал принявшему его молодому служащему, что за последние пять лет две трети экспортных поставок предприятия приходилось на заказы от Dunavagon. Поэтому венгры считали логичным приобрести Bratstvo и развивать компанию, тем более что она находилось совсем рядом с границей с Венгрией.

Помимо схемы приватизации Тимотич представил чиновнику агентства анализ регионального рынка для продукции Bratstvo и объяснил, как инвестиции Dunavagon помогут предприятию реализовать эти планы.

Собеседником Тимотича был Синиша Мали — «восходящая звезда» агентства с американским университетским дипломом. Особые похвалы в адрес Мали расточал в то время в прессе министр финансов, видевший в нем представителя нового поколения умных и способных людей, которые могут превратить Сербию в экономически сильное европейское государство. В Агентстве по приватизации, созданном всего за год до этого, Мали занимал очень высокую для молодого человека должность — руководил отделом, который ведал приватизацией крупнейших государственных компаний.

Спустя два года, к моменту аукциона по продаже Bratstvo, Мали уже два месяца не работал в агентстве. Однако, как уверяют представители Dunavagon, он успел сыграть свою «роковую роль».

Несмотря на то что венгерская компания была крупнейшим покупателем продукции Bratstvo, она проиграла тендер, причем проиграла структуре, вообще не имеющей отношения к железным дорогам. Победителем был признан консорциумDocuments from KRIK are available through their membership program, который представляли отец нашего героя Борислав Мали и бизнес-партнер последнего Владимир Делич. За Bratstvo они заплатили 66 миллионов динаров (1,7 миллиона долларов) и обещали инвестировать 31 миллион (550 тысяч долларов). Договор о продаже предусматривал возможность оплаты в рассрочку, и Делич сделал первый взнос в размере 40 процентов. Мали-старший получил в консорциуме 10 процентов без необходимости делать какие-либо вложения.

Буквально через месяц после тендера, в апреле 2004 года, когда с момента его увольнения из Агентства по приватизации прошло совсем немного, Мали был назначен в совет директоровDocuments from KRIK are available through their membership program этой компании. Об этом говорит анализ данных реестра коммерческих предприятий, который изучили репортеры OCCRP и сербского журналистского объединения KRIK.

Через неделю после аукциона по продаже Bratstvo представители Dunavagon заявили, что произошло мошенничество. Они утверждали, что планы по развитию компании, которыми они поделились с Мали, были использованы против них.

Юрист венгерской компании подал жалобу в Министерство экономики и госагентство по приватизации с требованием отменить итоги тендера. В жалобе говорилось, что Мали передал конфиденциальную информацию своему отцу и тем самым помог ему выиграть. «Синиша Мали вместе с руководителями консорциума посетил приватизированное предприятие 18 марта 2004 года. До аукциона покупатели не были на предприятии, так как, пользуясь привилегированным положением, получали подробную информацию о нем от Мали», — отметил юрист Dunavagon.

Как представитель совета директоров Bratstvo Синиша Мали вместе с Деличем отправился в Будапешт на встречу с руководством Dunavagon, очевидно, чтобы снять напряженность в отношениях. Если это и вправду было их целью, то достичь ее не удалось.

Министерство экономики Сербии рассмотрело жалобу и провело собственное расследование, которое подтвердило правоту венгерской стороны. Ведомство во главе с Предрагом Бубало 21 июля 2004 года уведомило Агентство по приватизации, что приняло протест Dunavagon, и потребовало провести новый тендер.

Журналисты KRIK и OCCRP получили в свое распоряжение копию доклада министерстваDocuments from KRIK are available through their membership program, который выдержан в резко критическом тоне.

В документе сказано, что для победы в тендере покупатели использовали информацию, которую могли получить лишь от Синиши Мали. Министерство обвинило Мали не только в неэтичном поведении, но и в нарушении трудового договора с приватизационным агентством. Отмечалось, что произошел очевидный сговор, когда семья Синиши Мали с выгодой использовала его инсайдерскую информацию, а за это ввела его в совет директоров Bratstvo.

Но Агентство по приватизации претензии отвергло и не стало подчиняться требованию министерства. Свое решение директор агентства Миодраг Джорджевич обосновал темDocuments from KRIK are available through their membership program, что хотя Мали и встречался с представителями венгерской фирмы, работал в это время он в другом отделе, не связанном с проведением тендеров.

Спустя десять лет после тех событий, в июне 2013-го, и Бубало, и Джорджевич были арестованы за превышение полномочий в ходе приватизации Белградского речного порта. Бубало отказался говорить с журналистами KRIK/OCCRP о деле Bratstvo и роли в нем Синиши Мали, так как, по его словам, уже не помнит всех обстоятельств.

Закат компании Bratstvo

Вместо солидной, заинтересованной в развитии компании из вагоностроительного бизнеса, какой была Dunavagon, работники предприятия Bratstvo получили в качестве владельцев Делича и Борислава Мали, которые показали себя неэффективными менеджерами с очень приблизительным знанием отрасли. Под началом этих горе-руководителей Bratstvo начала катиться под откос.

Впрочем, поначалу казалось, что дела при новых хозяевах складываются неплохо: зарплаты выплачивались, была погашена часть долга предприятия. Делич объявил о договоренностях с железными дорогами Македонии и Сербии, что должно было в определенной степени компенсировать потерю бизнеса с Венгрией.

Однако уже к концу года платить рабочим стали с перебоями. Новые заказы так и остались в планах. Все указывало на то, что Делич и Мали не собирались в ближайшее время вкладывать деньги в производство. По сути, они в итоге нарушили условия договора с Агентством по приватизации, потому что так и не сделали обещанных инвестиций.

Это вызвало недовольство работников. Они возмущались тем, что Bratstvo продали слишком дешево и что дальше разговоров о финансовых вливаниях дело не шло. Скорее, происходило обратное: как заявляли рабочие, многие из которых имели мелкие пакеты акций, новые владельцы фактически расхищали активы предприятия и отдавали все его имущество под залог.

Рабочие нередко устраивали забастовки. Руководство отвечало регулярными увольнениями и задерживало зарплатыDocuments from KRIK are available through their membership programпорой на девять месяцев. В течение четырех лет сотрудники предприятия писали жалобы в Агентство по приватизации, в Министерство экономики и другие ведомстваDocuments from KRIK are available through their membership program, сетуя на все более плачевную ситуацию, и призывали расследовать продажу Bratstvo и действия руководства.

«Мы не хотим специально создавать проблемы для новых собственников. Мы хотим, чтобы предприятие вновь твердо встало на ноги и уверенно чувствовало себя на рынке, а также чтобы тех, кто совершил противоправные действия, привлекли к ответственности», — указали в сентябре 2004 года в запросе в приватизационное агентство председатель совета миноритарных акционеров Степан Марич и Ранко Беатович, глава исполнительного комитета работников предприятия.

В конце 2005 года Министерство экономики Сербии и парламентский комитет по приватизации потребовали от Государственного приватизационного агентства проверить жалобы рабочих. Через некоторое время в ответе министерству агентство сообщило, что его представители несколько раз побывали на предприятии и предупредили новых владельцев о необходимости соблюдать все условия приватизационного соглашения.

Журналисты KRIK и OCCRP получили в свое распоряжение внутренний отчет агентства от 11 апреля 2005 года, где говорилось о тяжелом финансовом положении компании и нарушении ею обязательств по соглашению. По итогам проверки агентство констатировало, что Bratstvo рискует оказаться на грани банкротства и может закрыться. Также подтверждалось, что покупатели так и не инвестировали оговоренные изначально средства.

Всего через две недели после того, как Агентство по приватизации передало отчет о нарушениях со стороны предприятия, Борислав Мали решил выйти из состава собственников Bratstvo и вернуть свою долю бизнес-партнеру. Таким образом принадлежавшие ему в консорциуме 10 процентов перешли к ДеличуDocuments from KRIK are available through their membership program.

В мае 2005 года Агентство по приватизации прислало уведомление об аннулировании договора о приватизации предприятия. Но Делич фактически проигнорировал это решение, и на фоне бездействия агентства компания продолжала влачить жалкое существование.

Четыре года спустя, в августе 2009-го, Делич в конце концов покинул предприятие и вернул 51 процент акций государству. Однако проверяющие из приватизационного агентства установили, что перед уходом он заключил сомнительные сделки между Bratstvo и одной белградской компанией, которая принадлежала кипрской фирме под названием Unibros. По данным агентства, активы предприятия были использованы как залог для получения фирмой Unibros кредитов от двух банков на 310 миллионов сербских динаров. При этом, как выяснилось, Unibros не была нейтральной стороной: ее директором оказался не кто иной, как сам ДеличDocuments from KRIK are available through their membership program.

В 2010 году Агентство по приватизации направило ходатайство в прокуратуру города СуботицыDocuments from KRIK are available through their membership program о расследовании в отношении Делича на предмет возможного нарушения закона в этой сделке с участием Bratstvo. Как сообщили журналистам KRIK и OCCRP следователи, в марте текущего года прокуратура признала несостоятельными уголовные обвинения по этому эпизодуDocuments from KRIK are available through their membership program.


Прочесть репортаж на сербском языке вы можете здесь. Прочесть репортаж на сербском языке вы можете здесь.

 

Читайте также

КАКУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НЕ АФИШИРУЕТ БЕЛГРАДСКИЙ МЭР

КАКУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НЕ АФИШИРУЕТ БЕЛГРАДСКИЙ МЭР

A Mayor Helps a Father

Published: 9 Nov 2015
Written by: Stevan Dojčinović and Dragana Pećo

 

Sinisa Mali, as the mayor of Belgrade, and a man close to Prime Minister Aleksandar Vucic, prides himself on being a modern, progressive leader. The American-educated Mali casts himself as a corruption-free family man and a shrewd businessman who advised the government on economic issues. But a look into his business deals shows a very different story. Instead, he helped destroy a once proud Serbian business and left workers poor and a solid company capable of earning foreign trade destitute and in debt.

A decade ago, while Mali held various positions in the Agency for Privatization, he played a role in the privatization of a state company to his own father and a controversial businessman. After the privatization, the company was gutted by its owners for their own profit.

The corrupt privatization of Bratstvo, a railroad parts company, was especially egregious, since it had a legitimate foreign investor who bought its parts and wanted to invest in the Serbian business. Instead, in a sad and often repeated story, Serbia lost again in privatization and a corrupt businessman possibly walked away richer thanks to Mali.

The Foreign Investor

Bratstvo (photo by: subotica.com)

Bratstvo (photo by: subotica.com)

The spring of 2002 was an optimistic time in Belgrade. Slobodan Milosevic was gone to The Hague and Yugoslavia morphed into a new democratic, EU leaning union of Serbia and Montenegro. The country was open for new deals. People were returning to Serbia.

In this spirit, a representative from the Hungarian railway company Dunavagon, Miklos Timotic, visited the Serbian Privatization Agency that April with a proposal. Dunavagon wanted to privatize a successful Yugoslavian railroad parts company called Bratstvo and invest in the company. Founded in 1886, Subotica-based Bratstvo was still successfully building and exporting parts and equipment for railways and servicing train cars.

During the meeting, Timotic explained to a young official from the agency that Dunavagon had for the past five years bought two-thirds of Bratstvo’s exports. It made sense for the Hungarian company to buy the company that sat just across its border and make an investment in it.

They told the young official about their plans to privatize the company. They gave a market analysis of how the products made by Bratstvo could be sold regionally. They gave their plans for how they were going to invest in the company to make it work.

The man Timotic talked to was Sinisa Mali, a young, American-trained official in the agency who was considered a rising star. In fact, Mali was specifically praised in the press at the time by the Minister of Finance who called him part of the wave of intelligent and capable people who could lead Serbia into the new European economy. He got a job at the newly formed Privatization Agency, which had just started its mandate a year before. His position was important for such a young man – leading the department that controls the sale of the biggest national companies.

By the time the auction was held two years later, Mali had left the agency two months earlier. But by then, the Hungarians would contend, the damage was done.

Dunavagon, despite being the largest buyer of parts of Bratstvo, lost their bid and they lost to a company that wasn’t even in the railroad industry. Instead, the company was sold to a consortium that consisted of Mali’s own father, Borislav Mali, and his business partner Vladimir Delic, for 66 million dinar (US$ 1.7 million) with the promise that they will invest another 31 million more (US$ 550.000). The purchase contractDocuments from KRIK are available through their membership program allowed for the payment to be made in installments and Delic paid the first installment of 40 percent. The elder Mali earned a 10 percent share of consortium without having to pay any money.

Only one month after the auction, in April 2004, a few months after he left the privatization agency, Mali was named to the board of directors of the companyDocuments from KRIK are available through their membership program - according to business register agency research by KRIK/OCCRP reporters.

A week after the auction, Dunavagon cried foul. Dunavagon believed their conversation with Mali about their plans for the company were used against them.

A lawyer for Dunavagon complained to the Ministry of Economy and Privatization Agency and asked for a cancelation of the purchase. They claimed Mali had given sensitive information about the company to his father – which helped him win. “Sinisa Mali came together with members of the consortium to visit the privatized company on March 18, 2004. Buyers hadn’t visited the company prior to the auction because they were privileged and got detailed information about the company from Mali,” said the Dunavagon complaint.

Representing Bratstvo as a board member, Sinisa Mali and Delic went to Budapest to meet with Dunavagon officials, possibly to smooth over relations. If that was his purpose, it didn’t work.

The Ministry of Economy, following up on the complaint, did its own investigation and found that representatives of Hungarian company where right. The Ministry, headed by Predrag Bubalo, notified the Privatization Agency on July 21, 2004 that it had accepted Dunavagon’s complaint and asked that the auction be repeated.

Reporters of KRIK/OCCRP obtained a copy of the Ministry’s decisionDocuments from KRIK are available through their membership program which is damning.

The Ministry report said the buyer’s used information in the auction that could have only come from Sinisa Mali. It accused Mali of not only unethical behavior, but of violating his contract with the agency. It also noted that there was an apparent quid pro quo with Mali’s family benefitting from him providing the insider information Mali himself getting an appointment to the board of directors of Bratstvo.

However, the Privatization Agency disagreed and decided not to comply with the Ministry. In its decisionDocuments from KRIK are available through their membership program, the director of the agency Miodrag Djordjevic said despite Mali’s meeting with the Hungarians, he worked in a different department and not in auctions. He confirmed the auction results.

Both Bubalo and Djordjevic were a decade later, in June 2013, arrested and charged for abuse of their position in the privatization of the Port of Belgrade. Bubalo didn’t want to talk with KRIK/OCCRP reporters about Mali and Bratstvo because, as he said, he couldn’t remember the case.

Bratstvo’s downfall

Instead of Dunavagon, a legitimate railroad company with a strong interest in the success of Bratstvo, the workers got Delic and Borislav Mali who turned out to be ineffective managers and investors who knew little about the business. Their poor management would lead to the company’s eventual demise.

Initially things at Bratstvo seemed promising under the new owners. The workers and some of Bratstvo’s debts were paid. Delic announced agreements with railroads from Macedonia and the Republika Srpska to account for some of the business from Hungary which they had now lost.

But then by the end of the year pay checks stopped. New work never materialized. Delic and Mali appeared to have no immediate plans to invest in Bratstvo and in fact they would violate the terms of their agreement with the Agency for Privatization by never making the promised investments.

That led to trouble with the workers. They complained that the company was sold cheaply and no investments were being made. Instead, workers, many of whom were minor shareholders, claimed the new owners were actually stealing assets from the company and mortgaging all the property.

Workers often went on strike. Management regularly fired workers and did not pay salaries for up to nine months. For four years, workers sent their complaintsDocuments from KRIK are available through their membership program to the Agency for Privatization, the Ministry and other institutions about bad management and a deteriorating situation in company, calling for them to investigate the purchase and businesses of BratstvoDocuments from KRIK are available through their membership program.

“We do not want to make problems for the new owner. We want the factory to be put on its legs, to recover and be strong on the market… and those who did illegal activities brought to justice,” said Stjepan Maric, President of the Assembly of minor shareholders and Ranko Beatović President of the Executive Board in their request sent to the Privatization Agency in September 2004.

In late March 2005, the Ministry of Economy and the Parliament’s Board for privatization requested the Privatization Agency investigate workers’ claims. Following this, the agency for Privatization responded to the Ministry saying that they paid several visits to Bratstvo and warned the new owners to respect their contract and privatization controls.

KRIK/OCCRP reporters obtained an internal agency report from dated April 11, 2005 which described a company in bad shape that was violating its agreement. The agency controllers found that Bratstvo was seriously at risk of sliding into bankruptcy and being shut down. Controllers confirmed the buyer had never invested the promised amounts.

Only two weeks after the agency submitted its report on wrongdoings, Borislav Mali decided to give the business back to his business partner. He stepped out of ownership of Bratstvo and gave his 10% of shares of the consortium to DelicDocuments from KRIK are available through their membership program.

In May 2005, the agency sent a notice that the purchase contract was being cancelled. However, Delic ignored the decision and the agency didn’t act and the company continued to limp on.

In August 2009, four years later, Delic finally left the company and he gave back 51% of ownership to the state. But, controllers for the agency discovered that before he left he made suspicious deals between Bratstvo and a Belgrade company owned by an offshore Cyprus company named Unibros. According to the agency, Bratstvo’s assets were mortgaged in loans from two banks to Unibros worth 310 million dinars. Unibros, however, was not a disinterested party: its director turned out to be Delic himselfDocuments from KRIK are available through their membership program.

In 2010, the agency sent a request to the prosecutor’s office in SuboticaDocuments from KRIK are available through their membership program to investigate Delic’s for criminal acts in this deals with Bratstvo. Prosecutors told KRIK/OCCRP it rejected criminal chargesDocuments from KRIK are available through their membership program in this case in March this year.


Read story in Serbian language. Read story in Serbian language on krik.rs website.

 

Read more