Фото: Borce Popovski

Правые СМИ Венгрии устремились на Балканы

Венгры со связями в правительственных СМИ массово скупают новостные издания в Македонии. По всей видимости, это часть балканской экспансии СМИ, верных правому премьер-министру Венгрии Виктору Орбану.

Регистрационные документы, которые оказались в распоряжении Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и партнеров проекта, показали, что с прошлой весны два бывших руководителя Венгерской общественной телевизионной сети Magyar Televízió (MTV) открыли в Македонии компании, которые, в свою очередь, инвестировали в местные медиа.

Компании получили контрольные пакеты акций в фирмах, которым принадлежат полдюжины местных СМИ. Мотив покупки доподлинно неизвестен. Но македонские СМИ на протяжении многих лет поддерживают правящую в прошлом консервативную партию «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ), которой также симпатизируют ультраправые по всей Европе, включая венгерскую партию «Фидес».

Они также замечены в распространении провокационных и порой недостоверных новостных материалов об оппозиции и организациях гражданского общества. По мнению исследовательницы из наблюдательной группы Mertek Media Monitor Агнес Урбан, покупка представляет собой попытку правительства Орбана расширить региональное влияние, поддержав консервативных союзников.

Общественный имидж Орбана «строится на постоянном конфликте с западными демократиями и коммуникациях правительства в стиле российской пропаганды», — говорит Урбан.

«Эффективность такого рода политики зависит от международной повестки, и Орбану нужны союзники в регионе», — объясняет эксперт.

Это не первые попытки проправительственных медиакомпаний проникнуть на Балканы. В прошлом марте три венгерские медиакомпании, одна из которых участвовала в покупках македонских СМИ, приобрели 45 процентов акций словенского NOVA24TV.si — рупора консервативной Словенской демократической партии. С тех пор венгерские компании увеличили свою долю почти до 88 процентов.

Новые приобретения в Словении также вызывают подозрение, что сторонники Орбана пытаются выстроить за рубежом модель, которую они впервые опробовали на родине. В Венгрии правительство партии «Фидес» горячо поддерживают преданные государственные медиа и множество источников, которые принадлежат союзникам Орбана и нацелены на врагов правительства.

Похожим образом в Румынии венгерское правительство также вложило деньги в медиа, которые направлены против венгерского меньшинства, у многих представителей которого двойное гражданство.

Последние приобретения в Македонии расширили эту кампанию, дав провластным СМИ Венгрии точку опоры далеко за пределами страны.

Фото: Edin Pasovic / OCCRP

Поколение MTV

Новыми владельцами македонских СМИ стали два медийных топ-менеджера Венгрии — Питер Шац и Агнес Адамик.

Несмотря на то что они руководят в стране разными структурами, есть доказательства того, что покупки в Македонии они совершили совместно.

По данным высокопоставленного служащего разведки Македонии, Шац и Адамик вместе ездили в Скопье по разным поводам в 2017 и 2018 годах. А согласно корпоративным документам, они использовали одну и ту же юридическую фирму в Македонии, чтобы создать там компании.

Бывший глава отдела развития государственного телеканала MTV Шац является совладельцем проорбановского таблоида Ripost — одного из трех медиа, купивших словенскую NOVA24TV. В прошлом году Ripost также приобрел контрольный пакет акций издателя двух других медиа Словенской демократической партии — журнала Demokracija и таблоида Škandal24.

Венгерское издание Ripost, которое в значительной степени финансируется рекламой от имени правительства, специализируется на интимных подробностях жизни противников власти, включая заказные материалы о гомосексуальности представителей оппозиции.

Согласно документам, Шац создал компанию Target Media в апреле 2017 года с целью оказания «консалтинговых услуг». Два месяца спустя компания приобрела 90 процентов в македонской холдинговой компании CHS Invest Group, которая контролирует телеканал Alfa TV, тесно связанный с бывшим консервативным правительством партии ВМРО-ДПМНЕ.

Партия, которая правила страной в течение десятилетия, потеряла власть в 2017 году на фоне расследований о коррупции и злоупотреблениях чиновников, включая союзника Орбана — бывшего премьера Николу Груевского.

С тех пор сайт Alfa TV брендировали под Ripost. Отдельный сайт на македонском языке, который использует исключительно название Ripost, создан в середине 2017 года и публикует материалы по меньшей мере с начала февраля 2018 года, по данным снимков в интернет-архиве Wayback Machine. Доменные записи показывают, что сайт зарегистрирован подразделением Ripost в Любляне.

Шац не ответил на вопросы, которые журналисты отправили ему по электронной почте. Второй венгерский медиаменеджер, Агнес Адамик, также работала в общественном телевещании на руководящих должностях почти 30 лет, покинув организацию в 2012 году.

Согласно деловым бумагам, она создала собственную местную фирму Adinamic Media в прошлом сентябре. С апреля компания стала мажоритарием в трех македонских компаниях, которые владеют семью сайтами и журналами, публикующими материалы в поддержку Груевского и его партии.

Первое приобретение Adinamic — Prva Republika — издает Republica Online и до недавнего времени выпускала еженедельный журнал.

Изначально компанию открыла в 2012 году Iresine Ltd — таинственная фирма, зарегистрированная в «налоговой гавани» Центральной Америки — Белизе.

Право владения в 2016 году получил гражданин Македонии Доне Доневски, чья личность оставалась неизвестной годами, несмотря на попытки журналистов отыскать его. В итоге Adinamic получила контроль над изданием, купив 51 процент доли Доневски.

Второе приобретение — EM Media — ведет новостные сайты Kurir, Lider, Denesen, Ekonomski и Vistina. Ранее компанию контролировал брат видного члена ВМРО-ДПМНЕ Aцо Мисайловски. Сайты холдинга EM Media, как правило, публикуют новости консервативного толка. Они также выдают материалы, направленные против независимых журналистов, включая партнеров OCCRP. В частности, в таких материалах говорится, что независимые журналисты работают на миллиардера и филантропа венгерского происхождения Джорджа Сороса.

Вслед за этой покупкой 9 мая Адамик приобрела долю в компании, которой принадлежит консервативный новостной портал NetPress. Сама Адамик отказалась отвечать на вопросы журналистов по телефону.

A selection of popular Macedonian dailies at a newsstand in Skopje, 2018. Фото: Maja Jovanovska

Нелиберальная медиакратия

Сделки на Балканах, похоже, направлены на расширение модели медиа «по Орбану», который погрузился в проект создания «нелиберальной демократии» в самом центре Европы.

С 2010 года, когда «Фидес» получила власть в стране, партия отстаивает контроль над общественной телевещательной сетью, которая постоянно наращивает количество материалов, превозносящих правительство и нападающих на его заклятых врагов — ближневосточных мигрантов и Сороса.

Однако куда важнее то, что связанные с партией бизнесмены скупают по всей стране частные медиакомпании. Хотя номинально они независимы, «…журналисты, которые работают в этих СМИ, рассказывают, что обязаны следовать проправительственной директиве, которую навязывают новые владельцы организации», как высказался поверенный в делах США в Венгрии Дэвид Костеланчик в октябре 2017 года.

Частные СМИ, ангажированные «Фидес», воспользовались огромными деньгами правительства. Только в одном случае партнер OCCRP Atlatszo.hu обнаружил, что правительство потратило более 40 миллионов евро налогоплательщиков на рекламную кампанию против Сороса в 2017 году.

Европейские наблюдатели на апрельских выборах в Венгрии приводили в пример покупку правительством рекламы в медиа как один из факторов подавления СМИ.

По данным венгерской наблюдательной группы Mertek Media Monitor, среди лояльных к «Фидес» СМИ есть некий «ближний круг» изданий, который, по словам их сотрудников, регулярно получает редакционные директивы от правительства и его советников.

В этот круг входит Ripost Шаца, который участвовал в покупках медиа в Словении и Македонии. По словам наблюдателей, бо́льшую часть этих директив раздает неофициальный советник Орбана Арпад Хабони, который имеет большое влияние в среде проправительственных СМИ, часть которых принадлежат его фирме Modern Media Group (MMG). MMG была одной из компаний, которые вместе с Ripost купили NOVA24TV в Словении.

Хабони сравнивают с бывшим главой консервативного американского новостного сайта Breitbart Стивеном Бэнноном. Когда-то он был деловым партнером политтехнолога Артура Финкельштейна — человека, который считается пионером контрагитации в США.

Материал создан в партнерстве с Investigative Reporting Lab Macedonia и Atlatszo.hu. При участии Анушки Делик.

Другие материалы по теме