Венгерская машина пропаганды на оливковом масле

Влиятельный сторонник премьер-министра Венгрии Виктора Орбана вложил более 3,2 миллиона евро в свою информационную сеть в Северной Македонии под предлогом сомнительных рекламных целей.

Деньги перевели в две медиакомпании в Северной Македонии, которые принадлежат Петеру Шацу, медийному функционеру из Венгрии. Переводы поступили из его словенской фирмы. Рекламу транслировали на телевидении и в интернете от лица двух маленьких венгерских компаний, одна из которых продает оливковое масло, а другая — небольшие сувениры, например, магнитики на холодильник. Ни одна из фирм не импортировала товар в Северную Македонию, что ставит под вопрос заявленную цель трансакций.

Согласно отчету, который получил местный партнер OCCRP, и представителям власти, финансовая полиция Северной Македонии расследует это дело. Следователи подозревают, что за покупкой рекламы скрывают отмывание государственных денег Венгрии.

Рекламу по-прежнему показывают на телеканале Alfa TV, контрольный пакет акций которого принадлежит Шацу, и на его новостном портале ripostmk.com. Как выяснилось, оба источника в 2017 году финансировали венгры в рамках поддержки СМИ, верных союзнику Орбана в Северной Македонии — премьер-министру Николе Груевскому.

О Шаце заговорили за два года до этого. Он был основателем Ripost — проправительственного издания в Венгрии. Затем он сыграл важную роль в расширении проправительственных СМИ за рубежом — открывал филиалы издания в Словении и Северной Македонии.

Еще одна сеть сайтов, поддерживающих Орбана, опубликовала ту же сомнительную рекламу. Неизвестно, было ли это сделано в рамках той же схемы. Эта сеть также принадлежит венгерскому медиамагнату.

СМИ, которые получили деньги, часто критикуют за пропаганду Груевского и Орбана, а также за публикацию искаженных новостей о НАТО, России, иммиграции и Джордже Соросе.

Рекламу сувениров и оливкового масла постоянно крутят на Alfa TV, и это вызывает вопросы у венгерских СМИ. Сотрудникам OCCRP и его региональных партнеров — Центра журналистских расследований The Investigative Reporting Lab Macedonia, венгерского Direkt36 и словенского Oštro — удалось получить документы, которые впервые раскрывают, какие суммы получали СМИ, поддерживавшие Орбана.

Эксперты в области рекламы изучили контракты и счета, связанные с денежными переводами. По их мнению, сделки не имели никакого коммерческого смысла.

В отчете полиции Северной Македонии значится, что основанием для переводов, которые совершил Шац, послужили «подозрительные счета» на рекламу товаров, которые «не представлены на рынке [Северной Македонии]».

Документ также гласит, что деньги могли быть получены в результате преступной деятельности и легализованы через компании в Северной Македонии. По мнению финансовой полиции, это доказывает, что имеет место «криминальный акт отмывания денег». Неясно, к чему именно это относится, и связано ли это с подозрениями в том, что в деле замешано правительство Венгрии.

Арафат Муареми, глава финансовой полиции при Министерстве финансов, руководит расследованием.

Муареми заявил в интервью, что, по его мнению, деньги предоставило венгерское правительство в рамках пропагандистской кампании, чтобы спонсировать политическую деятельность. Он не представил доказательств.

Прокуратуру Северной Македонии уведомили о результатах расследования финансовой полиции в августе 2019 года. По словам Муареми, расследование так и не начали. Прокуратура подтвердила, что знает о деле, но отказалась от дальнейших комментариев.

Деньги перевели в Северную Македонию на фоне предстоящих в апреле выборов, на которых поддерживающая Орбана Демократическая партия за македонское национальное единство (ДПМНЕ) надеется вернуть власть.

В соответствии с законами Северной Македонии и Словении зарубежные организации не могут финансировать политические партии, однако переводить деньги СМИ не возбраняется.

Оливковое масло и кружки со стразами

Медиасреду Венгрии долго возглавляли СМИ, которые воздерживаются от критики Виктора Орбана и поддерживаются госзакупками рекламы. Ушли годы на создание централизованной пропагандистской машины, и в 2018 году появился Центральноевропейский фонд прессы и СМИ. Согласно отчету группы организаций, которые борются за свободу прессы, он контролирует более ста проправительственных изданий.

В то же время медиамагнаты, которые поддерживали Орбана, готовились расширить границы влияния и поглядывали на бывшую Югославию и Балканский регион в целом.

Весной 2017 года ближний круг венгерского правительства, включая Шаца, переключился на Словению и Северную Македонию.

В обеих странах Шац покупал и основывал новые газеты, сайты и телеканалы, поддерживавшие бывших премьеров — Николу Груевского в Северной Македонии и Янеза Яншу в Словении, которые были в хороших отношениях с Орбаном. Оба разделяли правые политические стратегии, которых придерживался венгерский лидер. Они подчеркивали угрозу, которую несут иммигранты и влияние американского филантропа венгерского происхождения Джорджа Сороса.

Никола Груевский (вблизи), занимавший в тот момент пост премьер-министра Северной Македонии, и его венгерский коллега Виктор Орбан (на заднем плане) на встрече в Скопье в 2011 году. Фото: Reuters/Огнен Теофиловски

Венгры прибыли в Северную Македонию, когда Груевский и его партия переживали не лучшие времена, как и СМИ, которые оказывали им поддержку. По стране прокатилась волна антикоррупционных протестов, а правительство прекратило спонсировать рекламные кампании после того, как Груевский оставил пост премьера в 2016 году.

Прокуратура вплотную занялась Груевским из-за скандала вокруг взяточничества. Политику грозило до двух лет тюрьмы, и он бежал в Венгрию. Орбан принял его с распростертыми объятиями и предоставил убежище, несмотря на то что власти Македонии пытались его экстрадировать. Сообщается, что он до сих пор живет в Венгрии.

ДПМНЕ столкнулась с проблемами, и в это же время словенская компания Шаца RIPOST (сейчас называется R-POST-R) заключила занимательный рекламный контракт с Target Media, которая обеспечивала работу его медиакомпаний в Северной Македонии.

Документ состоял из двух страниц и содержал мало деталей. Из него следовало, что R-POST-R должна была выплатить Target Media 2,4 миллиона евро за рекламу и другие услуги в течение 21 месяца.

Подпись Шаца встречается в заключенном в июле 2017 года контракте дважды — как представителя «поставщика услуг» и «получателя услуг».

По данным финансовой полиции Северной Македонии, в период между августом 2017-го и февралем 2019 года словенская компания Шаца перевела Target Media примерно 2,85 миллиона евро, что практически соответствует сумме в контракте.

Согласно контракту, Target Media должна была ежемесячно выставлять словенской компании счет на 140 тысяч евро. Журналистам удалось получить два счета: первый на 120 тысяч евро, второй — на 615 тысяч македонских денаров (10 тысяч евро). Неизвестно, почему суммы не совпадают, но это не единственное, что вызывает вопросы в контракте.

«Это нельзя назвать настоящим контрактом», — заявил Investigative Reporting Lab Macedonia македонский специалист по маркетингу, изучив документ. Он отметил, что в контракте не прописан подробно бюджет, а цены на услуги завышены.

Крупнейший клиент большого рекламного агентства в Скопье, где специалист проработал 15 лет, платил менее 500 тысяч евро в год за размещение рекламы в прайм-тайм на всех национальных телеканалах, радиостанциях и онлайн-СМИ. Он общался с журналистами на условиях анонимности, так как ему запрещено разглашать детали работы компании.

Помимо контракта и счетов Target Media, финансовая полиция обнаружила похожие счета, которые Alfa TV получила напрямую от R-POST-R (на общую сумму порядка 440 тысяч евро).

В документах, которые изучили журналисты OCCRP, либо не указан конкретный рекламодатель, либо упоминается BonyART — венгерский онлайн-магазин сувениров.

Похоже, что огромные расходы на рекламу не принесли дивидендов ни одной из компаний: по словам представителей таможни Северной Македонии, у них нет записей о том, что Olivery или BonyART ввозили свои товары в страну.

В рекламе масла Olivery, которая постоянно мелькает в эфире македонского канала Alfa TV, показывают игровой автомат, на котором выпадают три картинки: зеленые оливки, оливковые ветви и капли масла.

«Победа гарантирована», — произносит женский голос, пока автомат выдает выигрышную комбинацию.

Хотя компания Olivery зарегистрирована в Венгрии, сейчас она продает лишь один продукт — оливковое масло холодного отжима, произведенное на «семейных оливковых плантациях, расположенных у хорватского побережья Далмации». Журналисты не обнаружили признаков Olivery в стране и решили заказать бутылочку масла на сайте компании. В Будапешт масло прибыло в коробке цилиндрической формы, на которой страной-производителем была указана Хорватия.

На данный момент у компании нет официальных сотрудников. По данным Предпринимательского реестра Венгрии, в 2018 году (последний год, по которому доступны данные) оборот фирмы составил 2,4 миллиона форинтов (примерно 7400 евро).

Владелец Olivery сказал в телефонном разговоре, что у него «нет времени» общаться с журналистами. Он отказался обсуждать детали размещения рекламы его компании в македонских СМИ.

СМИ Шаца рекламировали еще одну компанию — BonyART Design. Согласно информации на сайте, с 2011 года фирма создавала «уникальные предметы декора». Сейчас в онлайн-магазине компании можно купить брелоки, бутылки и магниты на холодильник, на которых выгравированы названия европейских городов или надписи навроде «Думаю о тебе». Самый необычный товар — инкрустированные стразами Swarovski кружки.

«А почему нет?» — ответил владелец компании Миклош Боняр, когда журналисты спросили, почему он рекламировал товары в Северной Македонии. Он заявил, что ничего не знает о расследовании финансовой полиции, и с ним не связывались представители власти. Он настаивает на том, что искренне хотел продавать сувениры.

Боняр утверждает, что его компанию рекламируют также в Словении, Хорватии, Сербии, Великобритании и ОАЭ. По его словам, на товары «неплохой спрос». Оборот BonyART вырос за последние несколько лет, и в 2018 году прибыль составила свыше 200 миллионов форинтов (630 тысяч евро). В прошлом году компания выручила лишь 2,1 миллиона форинтов (6700 евро).

Боняр признал, что знает Шаца, и добавил, что они состоят «в дружеских отношениях на протяжении более двадцати лет». Он отказался раскрыть детали их соглашения в отношении рекламной кампании в Северной Македонии.

Шац не ответил на письмо с просьбой о комментарии.

Миклош Боняр позирует с товарами на фото, которое размещено на сайте компании Фото: OCCRP

Венгерский денежный канал

Полиция Северной Македонии подозревает, что деньги, которые платили проорбановским СМИ, переводили через Словению из Венгрии. «[Наши] коллеги из Словении сообщили, что деньги поступают из Венгрии», — сказали сотрудники финансовой полиции представителям Investigative Reporting Lab Macedonia.

Словенский новостной сайт Necenzurirano.si недавно сообщил, что R-POST-R с августа 2018 года получила как минимум четыре миллиона евро от нескольких связанных с правительством Венгрии компаний, среди которых была Ripost Hungary. По данным портала, деньги затем распределяли между СМИ в Словении и Северной Македонии. Necenzurirano.si не представил никаких доказательств в поддержку этого утверждения; журналистам OCCRP также не удалось подтвердить эту информацию.

Однако корпоративные документы в Словении и Венгрии гласят, что R-POST-R и Ripost Hungary действительно переводили деньги друг другу. Из документов венгерской компании за 2018 год следует, что R-POST-R была поставщиком венгерской Ripost, и издание должно было заплатить словенской компании свыше ста миллионов форинтов (348 тысяч евро) за некие услуги.

Из документов словенской фирмы за 2017 год также следует, что R-POST-R должна была выплатить 350 тысяч евро «группе компаний [Ripost]».

В документах словенской компании также указано, что R-POST-R потратила значительную часть дохода на выполнение обязательств по договору с Target Media. Как следует из контракта 2018 года, словенская компания Шаца должна была перевести 1,7 миллиона евро (40 процентов годового дохода) в его македонскую компанию.

Полиция Словении опубликовала краткое заявление в ответ на вопросы о незаконном финансировании партий в Словении и расследовании в Северной Македонии. Полиция подтвердила, что предварительное расследование начали в 2018 году, но не раскрыла его цель.

Машина пропаганды

Шац купил Alfa TV и основал новостной портал в балканской стране в тот момент, когда Груевский переживал кризис: в отношении него начали расследования, а в стране проходили митинги.

«Это делали не в рекламных целях, а чтобы контролировать СМИ и создавать партийные каналы для распространения ненавистнических высказываний, клеветнических кампаний против оппонентов и открытых призывов к этнической вражде», — рассказал президент Ассоциации журналистов Македонии Младен Чадиковски о работе СМИ во время правления Груевского (до 2016 года).

«Он понял, что может проиграть выборы в 2016 году. Группа компаний EM Media и Alfa TV сыграли ключевые роли в кампании против Сороса, которая практически довела страну до гражданской войны», — заявила Катерина Синадиновска, президент Совета по вопросам этики в СМИ Македонии.

Биляна Бейкова занимает пост исполнительного директора в NVO Infocentar — неправительственной организации, которая контролирует СМИ и следит за соблюдением антикоррупционных законов и принципов правопорядка. Она говорит, что эти СМИ по-прежнему придерживаются этой политики, однако их подход немного смягчился с тех пор, как ДПМНЕ проиграла выборы.

«Они не изменили свою политику и всё так же выступают против мигрантов, НАТО и Евросоюза. Они стали более осторожными, потому что больше не чувствуют себя защищенными — партия, которая их спонсирует, теперь в оппозиции.

В Словении подконтрольные Шацу СМИ известны тем, что публикуют фейковые новости и ложные сведения, особенно в отношении иммигрантов. Razkrinkavanje.si («Разоблачение») — программа Oštro, которая занимается проверкой данных, — зафиксировала несколько случаев публикации фейковых новостей на телеканале и новостном портале Шаца. Например, они сфабриковали историю об иммигранте, который умер от лихорадки Эбола в Словении, заразив перед этим сотрудников больницы.

🔗БАЛКАНСКИЕ СОЮЗНИКИ ПО ДЕЗИНФОРМАЦИИ

Венгерский бизнесмен Петер Шац занялся инвестированием в Балканский регион в марте 2017 года.

В Словении он стал бизнес-партнером Арпада Хабони. Хабони считают неофициальным советником Орбана, так как они оба купили доли в компании, которая руководит Nova24 TV и новостным порталом Nova24TV.si. Оба СМИ известны тем, что поддерживают Словенскую демократическую партию (СДП) — ведущую правую партию Словении. Как и СМИ Северной Македонии, контролируемые соратниками Орбана, эти издания «славятся» тем, что распространяют дезинформацию и выпускают сюжеты, извещающие о политических планах СДП.

Телеканал принадлежит трем венгерским компаниям, одну из которых возглавляет еще один крупный медиафункционер, Агнеш Адамик. В одно время с Шацем, в 2017 году, он основал сеть новостных изданий в Северной Македонии. Шац и Адамик входят в попечительский совет NovaTV24.si. Помимо них, в совете состоят члены СДП, которую возглавляет Янша. У него также есть небольшие доли в обеих компаниях, как и у некоторых других членов партии.

Шац основал Ripost založništvo (сейчас R-POST-R) — фирму, которая владеет контрольным пакетом акций издательской компании СДП Nova obzorja. Она выпускает еженедельную правую газету Demokracija и новый таблоид.

Во время подготовки к парламентским выборам 2018 года Орбан лично выступал в поддержку кампании Янши. «Я буду вашим талисманом на удачу», — заявил Орбан на съезде СДП в 2017 году.

Партия Янши набрала больше всего голосов на парламентских выборах в Словении в 2018 году, однако ей не удалось сформировать правительство. В связи с этим партия осталась в оппозиции.

В то же время, когда Шац покупал компании в Словении, он основал Target Media Group — консалтинговую фирму в Скопье. Он также купил долю в компании, которая руководила Alfa TV. В середине 2017 года он запустил македонский новостной сайт Ripostmk.com.

Некоторые репортажи, которые публиковали Alfa TV и RipostMK, также критиковали за неточность.

В мае 2018 года Совет Северной Македонии по вопросам этики в СМИ постановил, что два репортажа (о влиянии России и о сексизме в армии Северной Македонии), которые показали в рамках одного шоу на Alfa TV, нарушили Кодекс поведения совета. F2N2 (Fighting Fake News Narratives) — агентство, которое проверяет данные и частично спонсируется посольством США в Скопье, — также заинтересовалось статьей венгерского издания Republika. Заголовок гласил: «Заев попросил деньги у Сороса, албанские голоса — у Рамы и предоставил Элу Чеке информацию против партии “Демократический союз за интеграцию”?»

Вот что выяснило агентство: «Портал Republika не представляет никаких доказательств — только голословные теории заговора — и обращается к неофициальным источникам. Этот текст — ложное и неподтвержденное описание событий и действующих лиц, которые были частью или результатом некой тайной схемы».

Alfa также осуждали за репортаж, который телеканал выпустил в марте 2019 года. В нем исказили данные, полученные в результате исследования предприятий, ведущих деятельность в Северной Македонии. «Сюжет построили так, чтобы представить результаты исследования… избирательно и в негативном ключе», — отметили сотрудники агентства F2N2.

Источник, которому известны стратегические планы венгерского правительства, рассказал Direkt36, что Виктор Орбан намерен сделать Венгрию значимой фигурой на Балканах. Поэтому правительство «стремится получить влияние и завести друзей» в регионе.

Орбан предлагает балканским союзникам не только устную поддержку, но и значительную политическую помощь, которую, инвестируя в СМИ, оказывают венгерские бизнесмены, близкие к правительству. Источник добавил, что покупка СМИ в приоритете, поскольку на них не распространяются правила финансирования партий.

Выборы в Северной Македонии приближаются, и Alfa TV продолжает выпускать ежедневные порции новостей в поддержку ДПМНЕ и Орбана. В перерывах мелькает реклама оливкового масла, которую сопровождает уже знакомый голос: «Победа гарантирована».

Другие материалы по теме