В Ираке суннитские и шиитские лидеры объединились против телеканала

В понедельник иракский регулятор СМИ на три месяца закрыл вещающий на арабском языке канал Alhurra TV, работу которого спонсируют США. Такие последствия вызвал репортаж канала о возможной коррупции в суннитских и шиитских кругах Ирака.

No Signal 23Вещание иракского канала Alhurra приостановлено на три месяца (Фото: Лиз Салливан (CC BY-SA 4.0)

Комиссия по коммуникациям и СМИ Ирака (CMC) раскритиковала репортаж в программе Alhurra Investigates, которая вышла в эфир в субботу, 31 августа. В программе говорилось о коррупции в суннитских и шиитских госучреждениях, отвечающих за управление религиозными объектами и недвижимостью. В репортаже сказано, что в некоторых эпизодах замешан даже шиитский лидер, великий аятолла Али Систани.

Middle East Monitor сообщает, что в выпуске «Праведники священной коррупции в Ираке» фигурировали имена и суннитских лидеров — главы вакуфного фонда Абдуллатифа аль-Хамима и верховного муфтия шейха Махди аль-Сумайдаи.

По сообщению «Голоса Америки», и суннитские, и шиитские власти резко осудили программу и заявили о намерении подать иск против телеканала. CMC не только приостановила лицензию канала на вещание, но и приказала его руководству «скорректировать позицию» и принести официальные извинения.

«Эти меры — последнее предупреждение каналу, а если инцидент повторится, последствия будут куда более суровыми», — предупредила CMC.

Канал Alhurra заявляет, что подготовил «правдивый, профессиональный и обдуманный репортаж о возможной коррупции в некоторых учреждениях Ирака».

По сообщению телеканала, в ходе работы над материалом сотрудники связывались с «упомянутыми лицами и учреждениями, но те отказались давать комментарии».

Руководство канала подчеркивает, что «привержено профессиональным стандартам — точности, беспристрастности и объективности» и по-прежнему предлагает «упомянутым учреждениям дать комментарии» по поводу репортажа.

«Цель Alhurra — добросовестная и профессиональная журналистика на арабском языке. Учитывая серьезные политические, экономические и социальные проблемы региона, здесь нужна повышенная прозрачность и честность, а не наоборот», — сказано в заявлении канала.

Middle East Monitor сообщает, что в посольстве США в Багдаде прокомментировали гневные отзывы иракского духовенства: «Госдепартамент США не контролирует материалы канала, который прозрачно и непредвзято освещает важнейшие политические вопросы региона и США и при этом сообщает зрителям все точки зрения касательно спорных вопросов».

В некоммерческой организации добавили: «Власти Ирака вправе обжаловать любой репортаж Alhurra и призвать канал к ответу, если, по их мнению, материал содержит неточную или непрофессиональную информацию или противоречит политике США».

Ирак по-прежнему входит в число стран, где практически отсутствует свобода массовой информации. Различные военизированные и проправительственные группировки незаконно лишают свободы, запугивают и убивают журналистов.

Согласно Индексу свободы прессы «Репортеров без границ» (RSF), Ирак занимает одну из нижних строчек: страна находится на 156-м месте в списке из 180 стран.

В RSF отмечают, что в Ираке до сих пор «нет закона о доступе к государственной информации», и предупреждают, что «журналисты подвергаются серьезной опасности, расследуя дела о коррупции и присвоении средств».