Филиппины: у критиковавшего власти новостного портала отобрали лицензию

Комиссия по ценным бумагам и биржам Филиппин (SEC) отозвала лицензию на деятельность у известного новостного портала Rappler, что многие критики восприняли как удар по свободе прессы в стране. Сам новостной сайт и некоторые правозащитные организации высказали мнение, что решение SEC — это политически мотивированная попытка администрации президента Дутерте заглушить критику действующей власти.

Rappler LogoВ понедельник Комиссия по ценным бумагам и биржам Филиппин лишила лицензии новостной портал Rappler (Фото: Логотип Rappler)

OCCRP выбрал Родриго Дутерте Человеком года — 2017 «в деле насаждения коррупции и оргпреступности». И в филиппинской, и в зарубежной прессе его не раз критиковали за его деспотические методы правления и использование «эскадронов смерти» для совершения внесудебных казней.

Портал Rappler завоевывал местные и международные журналистские награды за материалы о безжалостной борьбе филиппинской власти с наркотиками. В прошлом сотрудники портала получали письма с выражением ненависти, угрозы расправы, а в Facebook проправительственные «тролли» вели кампании за уменьшение числа подписчиков портала, при этом сам Дутерте не всегда враждебно относился к Rappler.

Портал Rappler впервые получил большую известность, когда Дутерте участвовал в президентской гонке. Тогда он был еще мэром города Давао, но уже получил прозвище Каратель за жестокие приказы правоохранителям. Это в своем материале отмечает агентство Bloomberg.

Rappler набирал вес на Филиппинах как авторитетный источник информации и в 2016 году пригласил Дутерте наряду с другими кандидатами в президенты на передачу, обозначенную хештегом #TheLeaderIWant. В итоге не явился никто, кроме Дутерте, и он был удостоен эксклюзивного двухчасового интервью с Марией Рессой, соучредителем новостного портала.

По словам Рессы, тогда она была приятно удивлена умением Дутерте завоевывать новых сторонников своей кампании через онлайн-платформы, такие как Facebook или сам Rappler.

«Поначалу я просто восхищалась тем, как Дутерте ведет кампанию в социальных СМИ… потому что я чувствовала, что там был неосвоенный потенциал», — заявила Ресса в беседе с Bloomberg.

Когда Дутерте стал президентом, ситуация изменилась. В октябре 2016 года Rappler опубликовал материал о пропрезидентских «троллях», распространяющих фальшивые новости в Facebook, назвав статью «Пропагандистская война: «милитаризация» интернета». Сразу после этого и Рессе, и на адрес портала через Facebook начали приходить угрозы изнасилования и смерти.

В обращении к нации в июле прошлого года Дутерте напрямую адресовал сайту предупреждение, заявив, что в нарушение конституции 1987 года организацией «полностью владеют» американцы, что, однако, не соответствует действительности.

Власти отрицают мнение, что прошлогоднее «предостережение» Дутерте и недавнее решение SEC представляют собой атаку на свободу прессы, настаивая на том, что речь идет лишь о соблюдении закона.

Как утверждает SEC в обосновании своего шага, Rappler нарушил положения конституции, требующие, чтобы 100 процентов акций новостных структур принадлежали гражданам страны. В ответ на это в Rappler отмечают, что два иностранных объединения с долями в материнской компании — Omidyar Network и North Base Media — состоят из зарубежных журналистов и инвесторов, не владеющих правом собственности. Здесь применяется специальный инструмент — лицензия PRD, которая позволяет объединениям инвестировать в Rappler, не владея акциями или правом голоса в решении повседневных вопросов.

По информации The New York Times, в 2012 году, перед началом деятельности, Rappler уведомил регуляторов об особой структуре компании.

В заявлении новостной сайт осудил недавнее решение SEC как «в чистом виде запугивание» и «как кажется, «милосердный» контрольный выстрел, добивающий нас после безжалостных злобных нападок начиная с 2016 года».

«Это однозначно политически мотивированное решение и очередная попытка ущемления деятельности тех, кто осмеливается критиковать правительство», — цитирует The Guardian слова Джеймса Гомеса, директора отделения организации Amnesty International в Юго-Восточной Азии.

«Это решение равносильно уничтожению новостного портала. Одновременно оно шлет грозный «предупреждающий сигнал» всем медийным СМИ в стране», — заявили в свою очередь в Ассоциации иностранных корреспондентов Филиппин.

До рассмотрения судом апелляции, которая, как заверили газету The Guardian редакторы Rappler, обязательно будет подана, новостной сайт должен прекратить работу в течение 15 дней.