Азербайджанские СМИ переврали письмо, написанное Исмаиловой из тюрьмы

Ряд азербайджанских СМИ опубликовали в искаженном до неузнаваемости виде текст письма, которое журналистка Хадиджа Исмаилова написала из заточения.

Khadija Ismayilova

В подлинном тексте письма, напечатанном 11 июня газетой The New York Times, содержится призыв к гражданам разоблачать коррупцию и бороться за освобождение политзаключенных.

Лауреат многих профессиональных наград Хадиджа Исмаилова занималась расследованием злоупотреблений в высших эшелонах власти в Азербайджане.

Но после того как на прошлой неделе оригинал письма появился в The New York Times, некоторые азербайджанские новостные издания обнародовали «собственный», искаженный вариант этого послания на плохом азербайджанском и английском языках.

Они вырвали из письма некоторые места, при этом изменив формулировки таким образом, что Исмаилова предстает в глазах читателя предательницей и виновницей других преступлений.

Так, ее слова «Я — журналистка, и в тюрьме оказалась за то, что вскрывала коррупцию в среде высших чиновников Азербайджана» в интерпретации части местных СМИ стали звучать так: «Я — журналистка и осуществляю все приказы из США относительно клеветнической кампании против Азербайджана, но я не забывала и о себе и присвоила часть выделенных денег. Я проводила незаконные финансовые транзакции и уклонялась от уплаты налогов, и за это я сижу в тюрьме».

Как отмечает радио «Свобода» / «Свободная Европа», такой текст сопровождался упоминанием имени Исмаиловой и ее фото. При этом не было никакого указания на то, что текст изменен или носит сатирический характер.

Подобное фальшивое письмо изначально появилось в бакинском новостном агентстве SIA, а затем было растиражировано рядом других СМИ.

Среди тех, кто перепечатал фальшивку, оказался и информационно-образовательный центр «Каспий», в числе основателей которого — Сона Велиева. Велиева и ее муж Али Гасанов были героями одного из расследований Хадиджи Исмаиловой.

Затрагивая проблему гонений на журналистов и правозащитников в Азербайджане, Исмаилова в письме для The New York Times говорит: «Они не хотят, чтобы вы видели или слышали нас и ту неудобную правду, которую мы хотим донести». А вот что получилось из этой строчки у редакторов азербайджанских СМИ, «заставивших» Исмаилову «признать» свою вину: «Они не хотят видеть те преступления, что мы совершили, они не хотят слышать ту опасную ложь, которую мы произносим».

Ребекка Винсент, представляющая инициативу «Спорт за утверждение прав человека», в беседе с радио «Свобода» отметила: «Это очередной эпизод многолетнего шельмования Хадиджи Исмаиловой. Но все это доказывает, что они, как и прежде, боятся того, что она говорит, даже находясь за решеткой».

Свое письмо Исмаилова написала в СИЗО, где ее держат уже более полугода. Поводом для ее ареста послужили в высшей степени странные обвинения в доведении коллеги до попытки самоубийства. Стоит сказать, что от своих претензий к журналистке истец отказался.

Однако теперь ей инкриминируют целый ряд других нарушений, включая незаконную коммерческую деятельность и злоупотребление властью. Обвинения в свой адрес Исмаилова отвергает, называя их абсурдными. Привлечь внимание к ситуации с нею активно пытаются международные правозащитные организации, которые считают ее дело политически мотивированным.

Все предыдущие письма журналистки из заключения азербайджанские СМИ игнорировали, а теперь к Азербайджану приковано внимание всего мира в связи с проведением здесь Европейских игр. Это масштабное и дорогостоящее мероприятие началось с пышной церемонии открытия в минувшую пятницу. Для участия в Играх в Баку прибыли тысячи спортсменов со всего континента.

Однако многое, что связано с этим грандиозным по размаху и затратам спортивным праздником, вызывает неоднозначную реакцию. Так, ряду журналистов и представителей международных организаций был запрещен въезд в страну. Ограничение в частности коснулось Amnesty International, которая ранее требовала освободить Исмаилову и еще как минимум 20 человек, чье положение, по мнению организации, позволяет говорить о них как об узниках совести.

На этом фоне британская The Guardian также сообщила, что ее репортеру было отказано во въезде на территорию Азербайджана.