Итальянскому телеканалу грозят проверкой за программу о скандальных действиях «Лиги Севера»

Правые политики и активисты, связанные с итальянской партией «Лига Севера», сообщили, что будут просить комиссию, регулирующую работу гостелерадиокомпании RAI, запретить ей сотрудничать с определенными иностранными коллегами. Эти коллеги передали RAI данные о коррупционных манипуляциях партии с госзакупками, которые относились к борьбе с коронавирусом.

RAI3 ReportВедущий расследовательской программы Report на телеканале RAI3 Зигфридо Рануччи представляет документальный фильм, который вышел недавно в эфире программы. (Источник: RAI3/Report)

Изобличающая информация появилась в документальном фильме в расследовательской рубрике Report телеканала RAI3 (традиционно телеканал склонен к левым взглядам). Основой фильма стали в том числе попавшие к журналистам электронные письма, которые репортеры RAI3 обнаружили на одной из ресурсных платформ OCCRP.

Как утверждают авторы фильма, в пиковый период заболеваемости COVID-19 в Италии крайне правая «Лига Севера» попыталась не допустить использования серологических тестов в регионе Ломбардия (вотчина этой партии), поскольку тест-системы произвела не та компания, с которой ранее уже заключили договор.

Как заявили близкие к «Лиге Севера» политики, они потребуют от комиссии — регулятора работы RAI проверить фильм на предмет беспристрастности и выяснить, не было ли его задачей очернить политических оппонентов.

«Я против того, чтобы государственные СМИ и частную переписку использовали, чтобы опорочить людей», — сказал по поводу ситуации итальянский сенатор Маурицио Гаспарри — член комиссии, регулирующей деятельность RAI.

Гаспарри состоит в рядах партии «Братья Италии» (Fratelli d'Italia) — близкого союзника «Лиги Севера». Гаспарри добавил, что будет настаивать на тщательной проверке, которая обернется «неизбежными уголовными последствиями».

Несколько депутатов от партии Гаспарри также поддержали призывы вмешаться в работу журналистов RAI3. В их заявлении, опубликованном на сайте партии, в частности, сказано: «Эта телепрограмма в очередной раз отличилась в отрицательном смысле, притом раньше уже демонстрировала предвзятость через подачу различных фейковых новостей».

«Нам также стало известно, что журналистский расследовательский консорциум, от которого [выходящая на RAI3] программа Report и получила конфиденциальные электронные письма, финансируется Институтом “Открытое общество” [Джорджа] Сороса, Госдепартаментом США и частными фондами», — также сказано в заявлении.

«Новостные программы-расследования в эфире RAI не должны использоваться для маркетинга сторонних изданий», — сказал в свою очередь Массимилиано Капитанио, депутат от «Лиги Севера» и секретарь комиссии, регулирующей деятельность RAI.

Капитанио намекал на то, что программы цикла Report на RAI3 могли использоваться как рекламные платформы для новостных расследовательских структур, таких как OCCRP и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), и заметил также, что они должны «уважать истину».

На минувшей неделе ведущий программы Report Зигфридо Рануччи ответил своим критикам в записи в Facebook. По его словам, за те 25 лет, что программа выходит в эфир, суды всегда признавали ее расследования правдивыми, и добавил, что руководство «Лиги Севера», включая Капитанио, может посетить редакцию и проверить работу ее сотрудников, которым нечего скрывать.

Как заверил Рануччи, его журналисты «будут работать, как и работали» и продолжат «публиковать новые электронные письма, представляющие общественный интерес».

В профсоюзе работников RAI — Usigrai — возникшую ситуацию сравнили с политическими нападками «беспрецедентной силы». Там заявили: хотя никто не против призывов к гласности, предложенный запрет больше напоминает «предписание о неразглашении информации».

Профсоюз назвал происходящее «недвусмысленным сигналом всем, кто связан с журналистскими расследованиями, а также остальным, кто хочет заняться расследованием».

Расследовательская программа Report выходит в телеэфире в прайм-тайм и, по данным ее создателей, имеет аудиторию числом более 3,3 миллиона человек. В одном из свежих выпусков, по словам ее журналистов, программа раскрыла «темную сторону политики в Ломбардии». Речь шла о том, что связанные с мафиозным синдикатом ндрангета бизнесмены, действуя заодно с местными политиками и чиновниками, устраивали госконтракты, которыми «систематически манипулировали», что усугубляло положение с заболеваемостью COVID-19 в регионе.

Как утверждалось в программе, под руководством лидера «Лиги Севера» Маттео Сальвини, бывшего вице-премьера правительства Италии, партийные органы в Ломбардии пытались не позволить мэрам городов использовать определенные тест-системы для анализов, желая подыграть одному производителю — компании, с которой у них были тесные связи.